Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Комитетом Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий проведено контрольно-аналитическое мероприятие по изучению исполнения Закона Республики Узбекистан «О персональных данных».
На данном контрольно-аналитическом мероприятии заслушана информация Государственного центра персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан о проделанной работе по обеспечению реализации статьи 20 Закона Республики Узбекистан «О персональных данных» и статьи 271 настоящего документа, которая вступит в силу 15 апреля 2021 года.
Как отмечается, согласно этой статьей Закона Республики Узбекистан «О персональных данных», теперь социальные сети и интернет компании, такие как «Facebook Inc.» (Facebook Messenger, Instagram, WhatsApp), Google (Google Messenger, YouTube), Mail.ru (ВКонтакте, Одноклассники), Microsoft Skype, Telegram, Tencent Wechat, TikTok, Twitter, Yandex (Яндекс.такси, Яндекс.карты, Яндекс.мессенжер, Яндекс.деньги) при обработке персональных данных граждан Республики Узбекистан с использованием информационных технологий, в том числе во всемирной информационной сети Интернет, обязан обеспечить их сбор, систематизацию и хранение в базах персональных данных на технических средствах, физически размещенных на территории Республики Узбекистан и зарегистрированных в установленном порядке в Государственном реестре баз персональных данных. Это означает, что если социальные сети и интернет компании хотят вести легальную деятельность в Республике Узбекистан, они должны передать свое оборудование на территорию Узбекистана или в установленном порядке могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
По словам директора Государственного центра персонализации У. Ташходжаева, к настоящему времени центром проведен ряд работ в этом направлении. В частности, для обеспечения сбора и хранения персональных данных с использованием информационных технологий компаниям «Facebook Inc.» (Facebook Messenger, Instagram, WhatsApp), Google (Google Messenger, YouTube), Mail.ru (ВКонтакте, Одноклассники), Microsoft Skype, Telegram, Tencent Wechat, TikTok, Twitter, Yandex (Яндекс.такси, Яндекс.карты, Яндекс.мессенжер, Яндекс.деньги), которые осуществляют деятельность за границей направлены письма о соблюдении требований законодательства.
При этом через информационную систему pd.gov.uz, созданную для обеспечения соблюдения требований статьи 20 Закона Республики Узбекистан «О персональных данных», осуществляется регистрация собственников и (или) операторов в установленном порядке в Государственном реестре баз персональных данных.
Депутатами также высказаны мнения и суждения по вопросу повестки дня. В частности, депутат нижней палаты парламента Ш. Шарафутдинов отметил, что введение таких норм в законодательство Республики Узбекистан направлено, прежде всего, на обеспечение личных прав и свобод граждан. Данное право закреплено в статьях 13 и 27 Конституции Республики Узбекистан.
Подчеркивалось, что в последние годы осуществлены различные кибератаки на вышеуказанные социальные сети и интернет компании. В результате похищаются персональные данные миллионов людей, а также граждан Узбекистана. Возрастает риск того, что те, кто незаконно получают паспортные данные наших граждан, будут использовать их в социально-политических и экономических целях.
Несмотря на то, что с момента вступления закона в силу прошел 1 месяц, отсутствие видимых результатов соответствующих государственных органов в этой сфере вызвало несогласие депутатов.
На мероприятии, прошедшем в оживленном духе, депутатами даны рекомендации Кабинету Министров и Государственному центру персонализации по разработке конкретных планов действий, своевременному и качественному исполнению законодательных актов.
Азамат НЕЪМАТУЛЛАЕВ,
старший референт
Комитета по вопросам инновационного развития,
информационной политики и информационных технологий