Персональная выставка художника кино Кахрамона Нуритдинова, открывшаяся в Центре национальных искусств в Ташкенте, доказала, что эскизы могут быть настоящими произведениями искусства, сообщает Фонд Форум.
На выставке представлены не только эскизы к кинофильмам, но и живописные полотна, - всего более 60 произведений художника. Организаторами выступили: Фонд Форум, Ассоциация художников, искусствоведов и народных мастеров «IJOD» и Центр национальных искусств. Выставка работает до 20 мая 2013 года.
Работы Кахрамона Нуритдинова концептуальны, они обладают законченностью мысли и эмоциональной выразительностью; здесь нет проходных деталей, случайных предметов. Именно эмоциональная выразительность эскиза становится одной из важнейших черт в творчестве художника.
Технические требования к киноэскизу – ракурс, движение камеры, возможность перехода с эпизода в эпизод не представляют для Кахрамона особых сложностей. Главным выразительным средством для него становится цвет. Цвет не бытовой, не окрашивающий предметы, а становящийся качеством образности.
На выставке представлены эскизы к таким фильмам как «Арал – счастье мое» (2007 г.), «Феллини» (1999 г.) и др. Кроме того, в экспозиции есть живописные полотна художника, написанные по мотивам кинофильмов, а также фотографии известных кинодеятелей, фотографии со съемочных площадок фильмов и многое другое.
По традиции выставка открылась с приветственных слов гостей и участников. О Кахрамоне Нуритдинове и его работах рассказывали художники и кинодеятели. Коллеги называют Кахрамона Нуритдинова скромным, немногословным человеком. На это, возможно, повлияла сфера деятельности художника, – ведь кино для зрителей – это, прежде всего, режиссер и актеры, а художника в кино замечают не все. Однако художник играет в создании фильма одну из главных ролей, благодаря его, на первый взгляд, незаметной работе, содержание фильма дополняется яркими образами и сценами.
«Свои живописные полотна я создавал, пропуская ту или иную сцену кинофильма через призму своего восприятия, – говорит Кахрамон Нуритдинов о своих работах. – Также на создание картин меня вдохновляют дети. Если мы, художники, будучи профессионалами, знаем о живописи, о жанрах и приемах очень много, то у детей – свой свежий взгляд. Одним штрихом они могут создавать прекрасные вещи. Я очень рад, что сегодняшняя выставка состоялась, что здесь мои коллеги и друзья. Большое спасибо им, большое спасибо организаторам выставки – Фонду Форуму и Ассоциации «IJOD».
Кахрамона Нуритдинова (1953 г.р.) называют одним из художников, определивших облик узбекского кинематографа 80-х годов 20-го века. Киноискусство увлекло Кахрамона еще во время учебы на факультете станковой живописи Ташкентского театрально-художественного института (1971-1977г.г). И поэтому после его окончания и работы в качестве ассистента художника на киностудии «Узбекфильм» он поступает во ВГИК и спустя шесть лет возвращается на родину дипломированным специалистом. К. Нуритдинову удалось совместить два направления в своем творчестве - работу в кино и занятия живописью, которые во многом определили во многом тематику его полотен и живописную трактовку пространства киноэскизов.
К. Нуритдинов – участник республиканских и международных выставок. Художественный фильм «Отамдан колган далалар» (режиссер Ш.Аббасов) в 1999 году был удостоен приза кинофестиваля в Алма-Ате за лучшее изобразительное решение фильма. В 2004 году фильм «Савдогар» (Е.Туйчиев) на кинофестивале в России получил приз за создание атмосферы времени и лучшее изобразительное решение. С 2007 по 2011 года Кахрамон Нуритдинов работал в Москве, принимая активное участие в качестве художника-постановщика в создании известных российских сериалов: «Глухарь», «Безмолвный свидетель», «Ласковый май». В 2012 году с успехом прошла персональная выставка художника «35 лет в кино» в Галерее “ART&FAСT”. Кахрамон Нуритдинов является членом Ассоциации художников, искусствоведов и народных мастеров «IJOD».