Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Беседа с Игорем Попковым, старшим специалистом по инвестициям в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций (АБИИ).
Игорь специализируется на суверенном финансировании и финансировании частного сектора в Центральной Азии и на Кавказе и руководит полным циклом разработки проектов. В своей роли он не только налаживает и развивает отношения с клиентами, но и оптимизирует работу команды для достижения значимых результатов в области устойчивого развития.
АБИИ – это международный финансовый институт, направленный на создание "зеленой" инфраструктуры, включая развитие коммуникаций и технологических инноваций. Узбекистан является членом-основателем Банка, и в стране уже реализованы значительные проекты в сферах энергетики, водоснабжения, транспорта и здравоохранения на сумму более 3 миллиардов долларов. В сентябре этого года Самарканде состоится ежегодное собрание АБИИ, которое впервые пройдет в Центральной Азии.
- Добрый день Игорь! Спасибо, что согласились на интервью с нами. Сегодня мы хотели бы поговорить о проекте по электрификации железной дороги Бухара-Мискин-Ургенч-Хива, который финансирует АБИИ. Не могли бы вы рассказать немного подробнее об этом проекте?
Проект электрификации железной дороги Бухара-Мискин-Ургенч-Хива подразумевает электрификацию 465 километров пути и запуск высокоскоростного железнодорожного сообщение на существующей линии. Эта линия соединит отдаленный Хорезмский регион и Западный Узбекистан с его Центральной и Восточной частями, улучшит железнодорожное сообщение и поддержит развитие торговли и туризма в Хорезме.
Общая стоимость проекта составляет 445 миллионов долларов США. Из них 162 миллиона долларов США предоставляет АБР. АБИИ предоставит 108 миллионов, а оставшаяся сумма будет профинансирована АО «Узбекистон темир йуллари» и правительством Узбекистана. АО «Узбекистон темир йуллари», одна из крупнейших компаний в регионе и имеет богатый опыт реализации амбициозных инвестиционных программ. Она является стратегическим инфраструктурным клиентом АБИИ, и мы с нетерпением ждем возможности оказать поддержку в развитии национальной железнодорожной системы в рамках этого и будущих проектов.
АБИИ одобрил данный проект в январе 2022 года, а кредитное соглашение было подписано уже в марте 2022 года на полях Ташкентского международного инвестиционного форума. После этого около двух лет ушло на активную подготовку, тщательную проверку и закупочные процедуры. В настоящее время проект находится на стадии реализации, кредит - на стадии выдачи, а соответствующие проектные работы продолжаются.
- Почему вы решили поддержать этот проект? Какое влияние он может оказать на регион и Узбекистан в целом?
Я хотел бы начать с моей личной истории знакомства с маршрутом между Бухарой и Хивой. Около 15 лет назад я отправился в Узбекистан в качестве туриста и планировал посмотреть Бухару и Хиву. И вот, добравшись до Бухары, я понял, что между Бухарой и Хивой практически нет налаженного сообщения, а путешествие по воздуху требует пересадки.
Пассажирский поезд ходил только раз в неделю, так что это был ненадежный вариант, не говоря уже о времени в пути, автобусы тоже оказались довольно старыми и могли легко сломаться, что было бы катастрофой. Поэтому я взял такси, и на преодоление 450 километров у меня ушло около 10 часов, а дорога была в довольно плохом состоянии.
Представьте себе, как сильно я был взволнован и счастлив в начале 2020 года, став руководителем проектной группы и получив возможность работать над созданием быстрого, надежного и устойчивого железнодорожного сообщения между Бухарой и Хивой. Для меня это действительно воплощение мечты.
Проект является прекрасным примером укрепления региональных связей. Железнодорожная линия, составляющая значительную часть всей существующей железнодорожной сети Узбекистана, проходит по международному коридору, который служит жизненно важным торговым маршрутом, связывающим Восточную Азию с Центральной Азией и Европой. Проект улучшит трансграничное сообщение Узбекистана с соседними странами. Этот проект дополняет текущие инвестиции АБИИ в развитие местной транспортной инфраструктуры в центральных и западных районах Узбекистана.
Кроме того, этот проект прекрасный пример того, как АБИИ, совместно с другими партнерами по развитию, вносит вклад в "зеленую" повестку дня и поддерживает усилия участников по выполнению обязательств в рамках Парижского соглашения. Электрификация железной дороги укрепит этот экологичный вид транспорта, позволив перевести железнодорожную линию с дизельного топлива на электричество, и большее количество транспорта перейдет с автомобильных дорог на железнодорожные. По нашим оценкам, это позволит сократить выбросы парниковых газов более чем на 80 000 тонн в год.
- А сколько времени в пути будет занимать поездка из Бухары в Хиву по завершению данного проекта? И когда планируется полное завершение электрификации железной дороги?
Высокоскоростное сообщение позволит сократить время в пути от Бухары до Хивы всего до трех часов по сравнению с более чем пятью часами, которые сейчас занимает дорога. Кроме того, в результате дорога от Ташкента до Хивы займет всего около семи часов. Таким образом, для туристов это означает, что это расстояние можно будет преодолеть за один день.
Мы уже находимся на довольно продвинутой стадии подготовки, и многие работы, как я уже говорил, еще продолжаются.
Но мы рассчитываем, что строительство будет завершено уже к 2026 году.
- А как это повлияет на туристический поток и грузоперевозки в Узбекистане?
Одним из ключевых компонентов проекта является поддержка развития туризма. Это касается не только инфраструктуры, необходимой для электрификации линии и запуска высокоскоростного железнодорожного сообщения, но и инициатив по развитию туризма вдоль маршрута. В рамках проекта будут проводиться различные мероприятия, в том числе обучение персонала вокзалов для бизнеса, который может быть создан вблизи вокзалов и основных остановок вдоль маршрута.
Мы ожидаем, что ежегодный пассажиропоток увеличится с примерно 280 000 пассажиров до более чем 1 000 000 пассажиров. Когда эта линия будет построена, она будет служить не только туристам, но и местному населению. Исходя из прогнозов, разработанных на этапе редевелопмента, мы ожидаем довольно быстрого увеличения пассажиропотока.
Также мы ожидаем значительный положительный эффект для индустрии грузоперевозок. Так, мы ожидаем 30-процентного увеличения грузопотока, который может составить около 12 миллионов тонн в год, когда линия будет полностью введена в эксплуатацию.
Проект также будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест, особенно в туристических районах, и росту поступлений в экономику будет поступать больше денег.
- Подскажите, а сталкивались ли вы с какими-либо проблемами во время реализации этого проекта?
Проект развивался в довольно сложные времена, особенно во время пандемии COVID-19, которая, безусловно, создала для нас множество препятствий. Кроме того, проект столкнулся с некоторыми проблемами, вызванными внешней геополитической напряженностью. Но, АБР и АБИИ смогли продемонстрировать решимость и настойчивость в поддержке реализации проекта, обеспечив ему возможность противостоять всем трудностям. Нам удалось найти гибкий подход к реализации, и я считаю, что сейчас проект находится на правильном пути к достижению своих целей развития.
- Спасибо за столь детальный разбор проекта. Мы знаем, что вы много раз бывали в Узбекистане. Что вам здесь нравится и как вы оцениваете потенциал страны?
Узбекистан – это страна с очень открытыми и гостеприимными людьми, множеством солнечных дней и потрясающей кухней. Узбекистан предлагает уникальный восточный колорит и дает возможность познакомиться с его богатой историей.
Сегодня страна динамично и быстро развивается, предлагая широкие возможности как для местных, так и для международных инвесторов. Молодое население, стремящееся открыть для себя новые возможности и построить свое светлое будущее, полно позитивных ожиданий и надежд, связанных с развитием страны.
В секторе инфраструктуры существует множество возможностей благодаря богатым солнечным и ветровым ресурсам Узбекистана.
Благодаря его стратегическому расположению на перекрестке между Европой и остальной Азией, я вижу нашу роль как многостороннего института развития в том, чтобы поддержать страну в сосредоточении на наиболее важных и качественных инициативах, чтобы помочь ей устойчиво развиваться.
- В этом году АБИИ проведет свое 9-е ежегодное собрание в Узбекистане. Учитывая проблемы, с которыми сталкивается регион в области водоснабжения и коммуникаций, насколько важным, по вашему мнению, является ежегодное собрание для Узбекистана и региона в целом?
Заседание АБИИ состоится позднее в этом году в Самарканде. Это подчеркивает важность Центрально-Азиатского региона для АБИИ и Узбекистана, в частности. Банк впервые проведет свое главное мероприятие в Центральной Азии, это отличная возможность для руководства Банка, акционеров и клиентов собраться вместе и обсудить передовые приоритеты и повестку дня.
В результате этого мероприятия мы ожидаем, что в Центральную Азию и Узбекистан придет еще больше деловых и инвестиционных возможностей. Разумеется, как член команды по инвестиционным операциям, я уделяю этому региону особое внимание. Я с нетерпением жду появления новых интересных инфраструктурных проектов в Узбекистане и, конечно, в регионе Центральной Азии в целом.