Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- 9 ноября т.г. и.о. президента Кыргызстана С.Жапаров, выступая перед жителями Нарынской области, обнародовал своё видение инициированной им конституционной реформы.
В частности, он заявил, что проект новой Конституции, который планируется вынести на всенародное обсуждение в течение 10 дней, имеет целью введение президентской формы правления, а также проведение парламентских выборов по мажоритарной и партийной системе.
Кроме того, он объявил о планах по созданию Курултая, в состав которого войдут 2,5 тыс. представителей со всех регионов страны. Его заседания намечено проводить раз в год в г.Бишкек, чтобы народные представители могли заслушивать отчёт о работе президента и парламента. По словам С.Жапарова, создание Курултая обусловлено тем, что в течение 30 лет ни президент, ни парламент не отчитывались перед народом.
Комментируя заявление С.Жапарова, кыргызские политологи считают, что ещё преждевременно говорить о том, что новая Конституция непременно приведёт к диктатуре. Президентская республика, за которую выступает С.Жапаров, не всегда означает авторитаризм, отмечают они. Однако некоторые эксперты убеждены, что цель переписывания Конституции – централизация власти.
В этой связи известное в демократических кругах Кыргызстана правовое агентство «Адилет» предостерегает, что Конституция является основным законом страны, и в неё не должны вноситься необдуманные изменения, поскольку это может привести к ещё большему политическому и экономическому кризису в стране.
Рассуждая о назначении Курултая, аналитики полагают, что это будет своеобразным центром сдержек и противовесов, предоставляющим гарантию от диктатуры. Указывается, что Курултай будет осуществлять общественный контроль над парламентом и президентом, а также участвовать в формировании судейской коллегии Конституционной палаты. При этом остаётся открытым вопрос о механизме формирования состава Курултая.
В целом эксперты выражают опасения, что переформатирование политической модели в сторону укрепления президентской власти не будет способствовать укреплению демократических институтов и, напротив, может привести к обострению противостояния новой власти с гражданскими активистами и политическими партиями, выступающими за парламентаризм.