Курсы валют от 05/09/2025
$1 – 12437.15
UZS – 0,51%
€1 – 14480.57
UZS – 0,39%
₽1 – 153.34
UZS – 0,14%
Поиск
Экономика как драйвер интеграции: как инициативы Узбекистана формируют новую повестку ШОС

Экономика как драйвер интеграции: как инициативы Узбекистана формируют новую повестку ШОС

Экономика как драйвер интеграции: как инициативы Узбекистана формируют новую повестку ШОС

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на саммите ШОС и в формате «ШОС плюс» 1 сентября 2025 года в Тяньцзине в очередной раз подтвердило активную, выверенную и стратегически выстроенную внешнеэкономическую политику Ташкента.

Представленные инициативы не только отражают приоритеты национального развития, но и формируют конструктивную повестку для всего пространства ШОС. Особенно это касается экономического блока, где Узбекистан предлагает системные и прагматичные решения, способные запустить «новую волну» экономического взаимодействия между странами-участницами.

Глава Узбекистана обозначил целый ряд приоритетов, направленных на укрепление платформы ШОС как центра силы на евразийском пространстве. Примечательно, что все озвученные инициативы органично вписываются как в ранее выдвинутые предложения Ташкента, так и в многостороннюю повестку, продвигаемую на различных международных площадках. Это свидетельствует о высокой степени их согласованности — как по вертикали, так и по горизонтали.

Предложение о создании Регионального центра ШОС по критическим материалам отражает не только глубокое понимание текущей технологической трансформации глобальной экономики, но и стремление сыграть активную роль в формировании новой индустриальной архитектуры региона. В эпоху стремительного научно-технического прогресса, когда редкоземельные металлы становятся «нефтью будущего», Узбекистан последовательно выстраивает стратегию усиления своих позиций на этом рынке. Как подчеркивал Президент Шавкат Мирзиёев: «В условиях четвёртой промышленной революции важно создать прочную базу для укрепления позиций Узбекистана на рынке редких минералов».

Республика располагает значительными запасами более 30 редких и стратегически важных элементов, включая вольфрам, молибден, литий, магний и титан, востребованных в высокотехнологичных секторах — от микроэлектроники до возобновляемой энергетики. В ближайшие три года планируется реализовать 76 проектов на сумму 2,6 млрд долларов, направленных на добычу и переработку редких металлов, а также создание специализированных технопарков в Ташкентской и Самаркандской областях.

На этом фоне особую значимость приобретает формирование производственно-технологического пространства ШОС, в котором сочетание китайских производственных мощностей и богатейшего ресурсного потенциала стран Центральной Азии, обладающих значительными разведанными и перспективными запасами редкоземельных и критически важных минералов, может стать точкой роста для всей Организации. 

Сегодня Китай контролирует 60 % мирового объёма добычи и 85 % переработки редкоземельных металлов — и этот промышленно-технологический задел делает его ключевым партнёром для стран ШОС. Тем более что, по оценке Международного энергетического агентства, к 2030 году мировой спрос на них может утроиться. В этих условиях предложение о создании в рамках ШОС Регионального центра по критическим материалам приобретает особую актуальность как ответ на растущий структурный дефицит стратегических ресурсов и одновременно как шаг к более глубокой интеграции региона в глобальные цепочки добавленной стоимости.

В последние годы Узбекистан сумел сформировать по-настоящему благоприятный инвестиционный климат. Это подтверждают и количественные показатели. С 2017 по 2024 год в экономику страны было привлечено 188 млрд долларов инвестиций в основной капитал, из которых 87 млрд долларов составили иностранные вложения. Число предприятий с участием зарубежного капитала превысило 16 тысяч — в 3,2 раза больше по сравнению с 2017 годом. Эти данные убедительно демонстрируют рост доверия со стороны международного сообщества и укрепление позиций Узбекистана как одного из ведущих инвестиционных направлений в регионе.

На этом фоне особенно показательно предложение о проведении ежегодного инвестиционного форума «ШОС Инвест» и готовность нашей страны принять первый такой форум уже в 2026 году. Это не просто инициативное заявление, а чёткий сигнал, что Ташкент не только генерирует идеи, но и берет на себя институциональную ответственность за их реализацию, предлагая площадку для системного инвестиционного диалога на уровне ШОС.

По приблизительным оценкам, на пространство ШОС уже сегодня приходится до 20 % от мирового объема прямых иностранных инвестиций, что свидетельствует о растущей инвестиционной привлекательности региона и его возрастающей стратегической роли в глобальной экономике. Проведение форума «ШОС Инвест» способно институционализировать этот потенциал, превратив его в устойчивую платформу для кооперации, привлечения капитала и развития совместных проектов.

Президент Узбекистана также акцентировал внимание на важности развития транспортной взаимосвязанности. Реализация таких проектов, как железная дорога Китай – Кыргызстан – Узбекистан и её сопряжение с Трансафганским коридором, а также развитие мультимодальных маршрутов по направлениям Север–Юг и Восток–Запад, в совокупности формируют концепцию единого транспортного пространства ШОС. Это закладывает основу для масштабной логистической перестройки и укрепления экономической связности региона.

Не менее значимы и инициативы по развитию «зелёной» трансформации. Запуск Региональной платформы по адаптации к климатическим изменениям, цифровизации и внедрению искусственного интеллекта в систему прогнозирования экологических рисков открывает перспективы для технологического обновления стран региона на принципах устойчивого развития.

Формирование производственно-технологического пространства, запуск «ШОС Инвест», развитие транспортных коридоров и внедрение «зелёной» повестки — все эти меры логично выстраиваются в единую стратегию, отражающую как национальные приоритеты Узбекистана, так и долгосрочные интересы государств-членов ШОС.

В этих инициативах чётко прослеживается понимание стратегических преимуществ Центральной Азии. По мере расширения ШОС наш регион всё более уверенно выступает связующим звеном между крупнейшими геоэкономическими пространствами — Востоком и Западом, Севером и Югом. И это не просто красивая метафора: цифры говорят сами за себя.

По данным Всемирного банка и МВФ, в 2023–2025 годах страны Центральной Азии — включая Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан — демонстрируют устойчивые темпы экономического роста в среднем на уровне 5–6 %, что значительно превышает глобальный показатель, составляющий 2,8–3,2 %.

Центральная Азия сегодня — это уже не только географическое ядро евразийского пространства, но и реальная экономическая скрепа, способная соединить всё пространство ШОС в единую макрорегиональную систему. Именно это превращает наш регион в ключевой элемент устойчивости и баланса в Шанхайской организации сотрудничества.

Сегодня становится всё более очевидным, что экономическая составляющая превращается в опорный каркас деятельности Организации. На этом фоне по-настоящему поворотным моментом стал Самаркандский саммит, на котором было принято беспрецедентное количество документов — 44 соглашения, включая целый ряд стратегических и концептуальных решений, направленных на придание ШОС прикладного измерения.

Среди ключевых документов были утверждены:

Концепция государств-членов ШОС по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров, Программа сотрудничества в области использования возобновляемых источников энергии, Программа стимулирования промышленной кооперации между деловыми кругами стран ШОС, Программа взаимодействия по развитию искусственного интеллекта, а также Концепция сотрудничества в сфере “умного” сельского хозяйства и внедрения агроинноваций.

Эти решения стали настоящими стратегическими ориентирами, зафиксировав трансформацию ШОС от формата политического диалога к пространству прикладного экономического партнёрства. Они закладывают основы для формирования устойчивой макрорегиональной архитектуры, способной справляться с современными вызовами и конкурировать за ресурсы и инвестиции.

Таким образом, экономический блок инициатив Президента Шавката Мирзиёева демонстрирует не только дипломатическую активность, но и тесную сопряжённость с внутренней повесткой развития. Узбекистан выступает как государство, которое не только выдвигает идеи, но и создаёт институциональные и содержательные условия для их практической реализации. Будучи одним из экономических драйверов Центральной Азии, республика уверенно формирует новые контуры регионального сотрудничества выступая катализатором глубинной трансформации ШОС в сторону прагматичной, ориентированной на результат экономической интеграции.

Акром Аюбджанов, 
Главный научный сотрудник Института стратегических 
и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан

 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал