Гостям были представлены новые виды гончарного искусства, оформленные наскальными рисунками прошлых тысячелетий. Около 150 гостей стали участниками необычного мероприятия. Экспозиция стала возможной благодаря Школе керамики «Усто-Шогирд» при поддержке Фонда Форума и Ассоциации художников, искусствоведов и народных мастеров «IJOD».
Семья Рахимовых, известных на весь мир хранителей секретов гончарного искусства и традиционного узора регионов Центральной Азии, не первый раз открывает двери своей уютной мастерской для всех интересующихся искусством и историей. На этот раз все желающие были приглашены на поистине оригинальную выставку, которая была таковой и по своему оформлению, и по замыслу — соединить в глиняных образцах прошлое и настоящее.
Акбар Рахимов, заслуженный деятель искусства Узбекистана, академик:
- Созданные нами работы явились отражением традиций земледельческих общин и охотников скотоводов. Нас очень заинтересовали образы людей, животных, фантастических существ, изображенных на скалах. И особенно интересны символы и знаки, такие как, луна, солнце, трезубцы, кресты, троеточие, круги и квадраты. Позже эти образы и знаки превратились в орнаменты и узоры. Все это вдохновило нас на создание работ, представленных на нашей выставке, которая стала 10-ой за последние 6 лет. Я рад видеть в своей мастерской столько гостей из самых разных уголков планеты. То, что мы находили в Зараутсае, Суратсае, Ходжикенте — это наследие не только нашей страны, но всего мира. И поэтому мне вдвойне приятнее, что мы наша семья посвятила этому столько лет исследований, а Ассоциация художников «IJOD» и Фонд Форум помогли с организацией этой и многих других выставок.
Эта идея зародилась еще 15 лет назад, когда по просьбе посла Японии в Узбекистане ташкентские керамисты совершили несколько поездок в разные регионы республики, знакомясь с наскальными изображениями. Высоко в горах Кугитага над каменистым руслом Зараутсая сохранились фантастические рисунки древнего человека. Зараутсай - это ущелье золотого огня, где изображена знаменитая сцена охоты на диких быков. В Узбекистане обнаружены сотни мест, где встречаются наскальные изображения. Самые крупнейшие местонахождения - Илансай и Аксай под Самаркандом, Ходжикент под Ташкентом, Суратсай в Фергане, урочище Текеташ в Маргузарских горах за Джизаком и Сармишсай недалеко от города Навои. Здесь им открылся целый мир непознанной истории, хранивший в себе бесценную информацию о проблемах и радостях живущего здесь когда-то человека. Все это сподвигло засуженного деятеля искусств Акбара Рахимова и его сына Алишера создать целую серию предметов из глины, украшенных теми самыми, найденными высоко в горах, фантастическими рисунками древних народностей.
Хорхе Эспинал, глава Представительства ЮНЕСКО в Узбекистане:
- Эта выставка — мостик между прошлым и настоящим. Я очень благодарен всей этой династии за то, что они так много сделали для сохранения культурного наследия вашей страны. Также мне хотелось бы отметить работу Фонда Форума, который не только сохраняет древние традиции вашего народа, но и популяризует их среди молодежи.
Наскальные изображения реально отображали духовный мир древнего человека. Рисунки наносились растёртой на основе жира красной охрой, или же были выбиты на скалах. В первобытном искусстве мысль, чувство, верование предстают в целостном единстве. Загадочность содержания и простота форм делают наскальные рисунки чрезвычайно привлекательными. Эти рисунки отображают то, что окружало древнего человека в повседневной жизни - охота, пастбища, загоны для скота, пахота, средства передвижения и орудия труда.
Идея воссоединения прошлого и настоящего была выдержана во всем. Попадая в прекрасный дом семьи Рахимовых — сказочный тихий уголок в центре столицы, где даже пол и стены поддерживают имитацию древности, — создавалось ощущение, что оказался в старом городе, разукрашенном новыми, свежими цветами. Сама экспозиция была оформлена вариативно: вместе с национальной живой музыкой гостям помогали «вжиться» в историю видеопоказы и ландшафтные инсталляции. А среди выставочных работ, наряду с традиционными ляганами и плиткой, можно было найти резные кувшины, сделанные под светильники, или небольшие круглые значки, которые пользуются популярностью у молодежи. Также были представлены и сами инструменты мастеров — гончарные круги и природные краски, которыми наносятся рисунки на изделия.
Сабухи Ахмедов, второй секретарь посольства Азербайджана:
- Моими первыми впечатлениями, когда я вошел сюда, были удивление и радость. Удивила меня сама идея преподнесения образцов традиционной культуры в европейской манере презентации. А обрадовало то, насколько интересна экспозиция: здесь можно понаблюдать не только за чудесными творениями мастеров, но и за всем процессом создания этих вещей.
Наскальные изображения — один из немногих памятников истории, по которым можно по-настоящему судить о внутреннем мире древнего человека. Его вера и чувства целиком отображаются в его творчестве, могут многое рассказать о его жизни. Именно поэтому исследователями уделяется столько внимания этому древнему виду прикладного искусства. А с апреля 2005 года работает первая в Ташкенте Школа керамики «Усто-Шогирд», открытая при поддержке Фонда Форума. Преподаватели этой школы, мастера династии Рахимовых, постоянно проводят творческие вечера и мастер-классы, тем самым сохраняя и развивая традиционную керамику Узбекистана.
Алишер Рахимов, керамист в 6-ом поколении:
- Эту выставку мы организовали, прежде всего, для того, чтобы люди смогли понять эволюцию национального узора. Имеющий корни еще в каменном веке, он немного изменяется на протяжении времен, но в основном верен своей форме, которую сохраняют мастера этого жанра. Я благодарен Фонду Форуму за его постоянную поддержку подобных проектов, нацеленных на донесение наших исторических ценностей до будущих поколений.