Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) –В развитии ситуации внутри и вокруг Беларуси всё более рельефно проявляются две главные разнонаправленные тенденции белорусского кризиса, инициаторами которых являются, с одной стороны, страны т.н. «коллективного Запада», а с другой – Россия.
I. Главной задачей Запада является отрыв Беларуси от РФ и создание на её границах ещё одной зоны нестабильности по примеру Украины. Основным тезисом, который продвигается посредством подконтрольной западным государствам оппозиции, является утверждение о нелегитимности и антидемократичности А.Лукашенко.
Для достижения своих целей западные демократии продолжают активно продвигать т.н. «лидера белорусской оппозиции за рубежом» С.Тихановскую, деятельность и высказывания которой используются в качестве предлога для наращивания давления на А.Лукашенко.
Для придания в глазах международной общественности большей легитимности своей креатуре С.Тихановской были организованы проведение переговоров с представителями ООН и ОБСЕ, в ходе которых лидер белорусской оппозиции пыталась привлечь на свою сторону указанные международные организации при разрешении конфликта в Беларуси.
Разрешение ситуации с выборами в США в пользу Дж.Байдена ещё больше усилит данные процессы. В отличие от своего предшественника, Дж.Байден жёстко высказывался о ситуации в Беларуси, осуждая «нарушения прав человека, совершаемые диктаторским режимом А.Лукашенко». Кандидат от демократов обещал, что после своего избрания значительно «расширит санкции против диктатора и его окружения».
На этом фоне The Washington Times на своих страницах уже призвало будущего президента США Дж.Байдена пригласить С.Тихановскую на свою инаугурацию, «чтобы показать миру, что Америка снова поддерживает демократию». А 28 ноября С.Тихановская анонсировала свою встречу с Дж.Байденом, заявив, что получила от него личное приглашение. Ряд российских и зарубежных СМИ предполагают, что встреча может состояться в Белом доме во время церемонии инаугурации 20 января 2021 г.
Как представляется, на период принятия властных полномочий и определения первоочередных шагов во внутренней и внешней политике деятельность администрации Дж.Байдена на белорусском треке большей частью ограничится антилукашенковской риторикой в международных организациях.
Однако в среднесрочной перспективе ожидается ужесточение американских позиций в данном вопросе и заметное усиление давления на А.Лукашенко и Беларусь в целом.
Об этом может свидетельствовать распространяемая в сети Интернет информация о том, что С.Тихановскую на днях пригласили в посольство США в Литве. В американском диппредставительстве С.Тихановской, якобы, сообщили, что Дж.Байден может признать её президентом Беларуси (по аналогии с Х.Гуайдо в Венесуэле), обострив тем самым конфликт с белорусскими властями и поддерживающим их Кремлём.
II. В российском руководстве отчетливо осознают, что «потеря» Беларуси не только нанесёт серьёзный урон имиджу РФ на международной арене, но и может значительно осложнить все интеграционные процессы, которые Кремль продвигает на постсоветском пространстве. Кроме того, победа оппозиции обнулит в Беларуси все налаженные российским «олигархатом» финансовые и промышленные схемы, как это произошло в Украине.
С другой стороны, становится всё более очевидным, что сохранение А.Лукашенко во главе этой страны может привести к тому, что в белорусском обществе антироссийские настроения станут преобладающими. Таким образом «украинизация» Беларуси становится неизбежной.
В этой связи представляется, что российское руководство использует тактику «плавной смены власти», побуждая А.Лукашенко завершить конституционную реформу и передать таким образом власть пророссийской кандидатуре, что не только позволит сохранить Минск в орбите Москвы, но и предоставит возможность усилить интеграционные процессы в рамках Союзного государства.
С этим связываются заявления А.Лукашенко о том, что он выступает за внесение поправок в конституцию ввиду того, что сегодня у президента слишком широкие полномочия, где «от решения президента зависит всё». Примечательно также, что именно после визита в Минск 26 ноября министра иностранных дел РФ С.Лаврова белорусский президент заявил, что после принятия новой конституции он не будет руководить страной.
В целом представляется, что усилия противостоящих друг другу в Беларуси сил являются определяющими в дальнейшем развитии ситуации в это стране. При этом острота и длительность белорусского кризиса будет зависеть от того, до какой степени Россия и страны Запада готовы идти на обострение, отстаивая свои интересы в этой точке Европы.