Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Активная тенденция к повышению продаж автомобилей, начавшаяся в 2022 году, продолжилась и в 2023. Наибольшую активность в течении года показал сегмент легковых электромобилей, который за год взлетел в 4,3 раза.
Центр экономических исследований и реформ ежемесячно проводит анализ ситуации на автомобильном рынке Узбекистана.
За весь минувший год было реализовано 1,69 млн., автотранспортных средств, что на 18% больше, чем в 2022 году. Пиковые значения в течение 2023 года были отмечены в мае и октябре, когда продажи превысили 156 и 186 тысяч машин.
Ситуация на первичном и вторичном авторынках
В 2023 году в Узбекистане было продано 379 тыс. новых легковых автомобилей с ростом на 33% по отношению к прошлому году.
Что касается показателей продаж автомобилей отечественного производства, то в Узбекистане за 2023 год было продано свыше 333 тыс. местных легковых авто, что на 25% больше, чем в прошлом году.
Производство и автокредитование
За два года производство отечественных легковых автомобилей возросло в 1,6 раз с 236 тыс. в 2021 году до 395 тыс. в 2023.
Кроме того, узбекистанцы стали чаще брать кредиты на покупку автомобилей. В частности за 2022 год выдача автокредитов выросла в 2,3 раза до 19,6 трлн. сум.
Всего за 11 месяцев 2023 года население получило автокредитов на 34,6 трлн. сум., что в 4,4 раза больше, чем за аналогичный период 2021 года.
Рынок легковых иномарок
Продажи новых легковых автомобилей иностранного производства за год выросли в 2,4 раза и составил 46 тыс. авто.
За 11 месяцев 2023 года импорт легковых автомобилей заметно увеличился - в 2,2 раза и составил 1,56 млрд. долл. (19,4 трлн. сум).
На рост импорта машин в этом сегменте авторынка, в значительной степени оказало влияние снижение таможенных пошлин.
Напомним, что в феврале 2022 года Президент Узбекистана дал поручение вдвое снизить таможенные пошлины на импортные автомобили. Отмечено, что ставки должны быть постепенно обнулены в целях стимулирования конкуренции на внутреннем авторынке.
В частности, в Узбекистане ставки таможенных пошлин на импорт автомобилей были снижены в два этапа: с февраля 2022 года в 2 раза (с 30% до 15%) и дополнительные коэффициенты в зависимости от объёма двигателя, а с января 2023 года ставка установлена на уровне 15% со снижением дополнительного коэффициента.
Кроме того, рост импорта новых иномарок стимулировало снижение таможенных пошлин на малолитражные автомобили.
Вторичный авторынок
За год продажи подержанных легковых автомобилей в Узбекистане выросли на 12,6% – до 1,16 млн. машин.
Ситуация на рынке электромобилей
Интерес к автомобилям с электрическим двигателем в Узбекистане продолжает расти. В 2023 году, продажи легковых электромобилей взлетели в 4,3 раза и составили 25,7 тыс. электрокаров.
На столицу пришлась наибольшая доля продаж электромобилей – почти 71%, меньше всего было продано в Сурхандарьинской области – 123 электрокара.
Справочно: Обзор рынка автомобилей Узбекистана – одно из направлений исследований ЦЭИР, в котором представлена динамика продаж автотранспортных средств как отечественного производства, так и иномарок. Данные представлены как за отчетный месяц, так и за период с начала года по отчетный месяц. Кроме того, для отслеживания динамики рынка приводятся данные за аналогичный период прошлого года.