Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- В 2023 году количество заявок на автомобильные грузоперевозки в Узбекистан увеличилось в полтора раза, а экспорт перешел в стадию коррекции. Для доставки грузов внутри страны компании по-прежнему предпочитают искать перевозчиков нецифровыми способами. При этом по всем направлениям наблюдался заметный рост цен. Такие данные приводит международная «Биржа грузоперевозок ATI.SU».
Международная «Биржа грузоперевозок ATI.SU» проанализировала активность своих пользователей, среди которых — владельцы грузов, экспедиторские и транспортные компании, грузоперевозчики как из Узбекистана, так и из других стран. Чаще всего компании размещали на Бирже заявки на международные перевозки. Так, в годовом выражении количество заявок на перевозки в Узбекистан из других стран увеличилось на 51%, а цены выросли на 25%. Неплохой прогресс показали Казахстан и Беларусь, но наиболее массовым и быстрорастущим направлением остается Россия — количество заявок на перевозки из РФ увеличилось на 56%.
«Рост перевозок из РФ наблюдается во всех странах Центральной Азии.
Среди основных причин такого роста - развитие внутреннего производства в России, закрытие европейских рынков для российских производителей, а также ослабление рубля, которое сделало российскую продукцию более конкурентоспособной на мировом рынке. Мы прогнозируем, что рост спроса на импортные перевозки продолжится и в 2024 году», - прокомментировал ситуацию Фарид Вахидов, директор узбекистанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
В экспортных перевозках наблюдается противоположная тенденция. После прошлогоднего взлета (тогда количество заявок увеличилось на 115% по сравнению с 2021 годом), рынок вошел в стадию коррекции. В 2023 году количество заявок снизилось на 24%, при этом тенденция усилилась во второй половине года. В третьем квартале снижение составило 37%, а в четвертом — 44%.
Тенденцию и здесь во многом определяет Россия (-26%). Также снижение показала Беларусь (-13%). Перевозки в Казахстан остались на прошлогоднем уровне. Однако даже с учетом нынешней коррекции количество заявок остается на гораздо более высоком уровне, чем в 2021 году.
«В экспортных перевозках мы наблюдаем закономерную коррекцию после взлета 2022 года, вызванного прежде всего антироссийскими санкциями и адаптацией евразийской логистики к новым условиям. Теперь рынок успокоился, цифры возвращаются к нормальным значениям. При этом небольшое снижение количества заявок не означает физического сокращения экспортных грузоперевозок. В периоды бурных изменений (как в 2022 году) грузоотправители нуждаются в новых исполнителях, поэтому в массовом порядке отправляются для их поиска на Биржу, в 2023 году ситуация на рынке более-менее стабилизировалась. При этом средние цены на перевозки из Узбекистана в прошедшем году оказались на 34% выше, чем в 2022. Этот факт не позволяет говорить о снижении рынка», - пояснил Фарид Вахидов, директор узбекистанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
Кроме этого, «Биржа грузоперевозок ATI.SU» наблюдает кратный рост количества заявок на внутренние перевозки по Узбекистану. Это свидетельствует об активном развитии экономики в целом и рынка онлайн-торговли в частности. Но здесь абсолютные цифры невелики — в подавляющем большинстве для внутренних маршрутов грузоотправители предпочитают находить перевозчиков традиционными способами, не прибегая к услугам цифровых сервисов.