Курсы валют от 26/11/2024
$1 – 12814.78
UZS – -0,11%
€1 – 13442.70
UZS – 0,73%
₽1 – 123.50
UZS – -1,13%
Поиск
В мире 14/12/2020 Барнетт Рубин - «Из Афганистана есть только один выход – сотрудничество с региональными державами»
Барнетт Рубин - «Из Афганистана есть только один выход – сотрудничество с региональными державами»

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Барнетт Рубин (1950 г.р.) – политолог, ведущий эксперт по Афганистану и Южной Азии, директор Центра международного сотрудничества при Нью-Йоркском университете. В 2009-2013 гг. работал старшим советником спецпредставителя США по Афганистану и Пакистану, консультирует ООН, НАТО, администрацию президента США.

Администрация Дж.Байдена должна продолжать процесс вывода американских войск из ИРА в соответствии с американо-талибским соглашением. Однако уменьшение размера военного контингента должно быть частью скоординированной региональной стратегии, поскольку КНР, Индия, ИРИ, ИРП и РФ также заинтересованы в стабильном Афганистане и хотят ответственного вывода американских войск из региона без усугубления ситуации в ИРА.

Афганская политика Вашингтона при Д.Трампе не только игнорировала значимость сотрудничества с ключевыми соседями ИРА, но и препятствовала укреплению их отношений с Афганистаном, направленного, во многом, на его социально-экономическую стабилизацию. Необходимо всегда учитывать, что ключевые региональные страны обладают огромным потенциалом для облегчения выхода США из Афганистана и установления долгосрочного и устойчивого мира в истерзанной войной стране.

США могли бы укрепить сотрудничество с Китаем по афганскому направлению путём: 

1) возобновления совместной программы по обучению афганских дипломатов, инициированной администрацией Б. Обамы; 

2) налаживания сотрудничества в области безопасности, в частности обучения афганских военнослужащих. Вашингтону следует не выступать против ОПОП, расцениваемой в качестве угрозы американским интересам в регионе, а попытаться оказать на нее влияние посредством присоединения к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций.

ИРА также является многообещающим «театром» для сотрудничества с Ираном. С одной стороны, Вашингтон мог бы активно поощрять американские компании инвестировать в порт Чабахар, играющий чрезвычайно важную роль для экономического возрождения «запертого на суше» ИРА. С другой – у Тегерана и Вашингтона есть общие интересы в борьбе с ИГИЛ.

США следует изучить возможные пути усиления сотрудничества с Индией и Пакистаном, которые являются важными направлениями для афганского экспорта. Отмена санкций США в отношении Ирана позволит Индии и другим странам наладить автомобильное и железнодорожное сообщение для расширения этого экспорта через Чабахар. Более глубокие экономические связи Нью-Дели с ИРА также предоставят платформу для участия Индии в региональных усилиях, связанных с мирным процессом.

В то же время согласованная региональная политика, в особенности с КНР, помогла бы США заручиться большей поддержкой Пакистана в политическом урегулировании конфликта в ИРА. Для обеспечения устойчивости внутриафганского соглашения Исламабад мог бы закрыть военные и логистические объекты ДТ на своей территории. ИРП уже обсуждает этот аспект урегулирования в ходе переговоров на высоком уровне с Кабулом, Лондоном и Вашингтоном.

Успешная реализация соглашения с ДТ потребует и помощи Москвы. Сотрудничество с Россией будет иметь жизненно важное значение для пересмотра графиков и внесения изменений в режим санкций ООН в отношении ДТ. Вашингтон должен обратиться за помощью к РФ и КНР в улучшении контактов с ИРИ, ИРП и Индией.

США могли бы воспользоваться уникальными возможностями ООН. Организация могла бы играть более важную роль либо за счет расширения полномочий спецпредставителя ООН по ИРА, либо путем назначения отдельного спецпосланника по международной дипломатии в поддержку афганского мирного процесса. Вашингтон мог бы поддержать создание нового регионального центра ООН в Центральной Азии для поддержки афганского мирного процесса и расширения необходимого регионально сотрудничества.

Узбекистан уже выразил заинтересованность в размещении офисов ООН, и международное сообщество могло бы попросить Ташкент создать такой центр. Важно подчеркнуть, что с 2016 г. правительство Узбекистана подписало несколько десятков соглашений с ИРА, установило с ней железнодорожное сообщение, облегчило транзитную торговлю, создало международный логистический центр и свободную экономическую зону на афганской границе, что усилило роль страны в «афганских вопросах». Япония и ЕС, ищущие способы расширить свою мягкую силу в ЦА, возможно, захотят профинансировать создание регионального центра ООН в Узбекистане.

 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал