Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) –Фонд развития культуры и искусства сообщает о создании образовательных институций нового типа, которые включают в себя современную библиотеку, коворкинг-центр, кинотеатр и лабораторию реставрации.
Здание бывшего Культурно-информационного центра Интуриста (адрес: Мирзо Улугбекский район, ул. Истиклол, д. 47) было построено в 1987 году и считается одним из памятников ташкентского модернизма. В годы независимости в здании находился офис Государственного комитета по развитию туризма Узбекистана.
После реконструкции в нем будет находиться сразу два новых культурных учреждения – Французский культурный центр и Центр реставрации объектов культурного наследия. Оба учреждения были созданы по инициативе Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан, чей офис также разместится в этом здании.
По словам исполнительного директора Фонда Гаянэ Умеровой, решение разместить эти организации рядом было принято исходя из планов по проведению в течение ближайших лет международных выставок, в том числе выставки в Музее Лувра в 2022 году, когда в Париже будут представлены более 300 экспонатов из различных собраний Узбекистана. Также, подписан меморандум с Национальным центром реставрации во Франции, специалисты, которого консультируют Фонд по созданию Центра реставрации в Узбекистане.
В этом здании будут проводиться научные и исследовательские работы –куда будут вовлечены не только реставраторы, но и этнографы, историки и искусствоведы. Весь этот процесс будет проходить в открытом режиме – можно будет наблюдать за реставрационными работами, а при желании – обучиться этой профессии. В этом же здании будет находиться современный и модный кинотеатр и открытое кафе, куда смогут попасть все желающие. Сочетание истории и современности даст свой результат и привлечет в музейное дело молодую аудиторию, появится новое поколение реставраторов, востребованных не только в Узбекистане, но и по всему миру.
Дизайн-проект здания был создан основателями бюро Grace Екатериной Головатюк и Джакомо Кантони. Портфолио архитекторов включает проект реконструкции Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) и реконструкцию Музея «Гараж» в Москве под руководством Рема Колхаса (OMA). По словам архитектора, одна из главных задач проекта в Ташкенте – по максимуму сохранить все самое ценное, что сохранилось в этом здании. Особое внимание в проекте уделяется фасаду здания. Для сохранения первоначального облика, расширения площади и большей функциональности будут использоваться новые приёмы и высокотехнологичные материалы, в том числе полупрозрачные решетки из фиброволокна, которые обеспечат защиту существующей кирпичной кладки от воздействия климатических факторов.
Сооснователь архитектурного бюро Grace Екатерина Головатюк:
«В случае со зданием в Ташкенте мы стараемся сохранить то, что возможно, и то, что имеет смысл сохранять. Например, мы восстановим бывшие общественные пространства центра – такими, какими они остались в коллективной памяти горожан. Мы разместили там те программы, которые похожи на исходные и требуют аналогичных помещений. То есть бывшие фойе, кафе и монументальная лестница будут примерно так же использоваться – с той же открытостью и похожей отделкой. Бывший кинозал будет внутри осовременен и приспособлен под новые нужды, но снаружи будет полностью сохранен.
В п-образном блоке, который использовался как офисы и не был доступен для посетителей, мы разместили Французский центр, офисы и лабораторию реставрации. В крыле, где будет располагаться лаборатория, мы позволили себе сделать более серьезные вмешательства. В советскую эпоху строили очень экономично и по другим нормам, поэтому у этой части здания очень низкие потолки, есть глухие или слишком узкие помещения. С нашей точки зрения, невозможно качественно адаптировать эти пространства под современные требования, тем более под требования лаборатории. Соответственно, чтобы вписать новую лабораторию реставрации с ее жесткими пространственными требованиями, мы вынуждены заменить часть конструкций и спроектировали эту часть как очевидно новую современную и очень прозрачную архитектуру».